dmitriy pitenin
блог

Выбор фоторюкзака для пейзажной съемки


Выбор, в чем носить технику пейзажному фотографу (собственно, не обязательно пейзажному, а в более широком смысле – снимающему на природе, outdoor), зависит от множества причин. И основные из них – это сколько вещей нужно нести (помимо фототехники), насколько быстрый доступ к технике нужен, комфорт для спины. Если снимать, не отходя далеко от машины, – то все просто. Подходит практически любая «тара», чтобы выйти и снять свой шедевр рядом с парковкой.  Когда нужно переносить технику на расстояние – становится уже сложнее, возникает много вопросов и нюансов. На какой срок планируется «выход». Нужно ли, помимо техники, нести еду, одежду, палатку… И, если нужно, – то в каком объеме? Легкий перекус в ожидания времени съемки или запас еды для многодневного автономного похода? Накидка на случай дождя или палатка со спальником на холодные условия ночевки?
Ко мне часто обращаются с вопросами на эту тему, поэтому, исходя из своего опыта и опыта коллег, решил написать данный материал, в котором опишу варианты, которые мне кажутся оптимальными.  Помимо “съемки с парковки”, где выбор рюкзака или сумки обусловлен, в основном, вместимостью под фотокомплект и вкусом по дизайну, я выделяю три варианта использования:

  • выход на съемку без ночевки (немного одежды, перекус)
  • выход с 1-2 ночевками (одежда, горелка, палатка, спальник, еда, коврик)
  • многодневный поход с запасом еды, автономные условия

Стоит понимать, что рассматриваемые варианты актуальны при современном технологичном спортивном и туристическом снаряжении с некой долей аскетизма (если брать ватный спальник и брезентовую палатку – то сразу берите тачку!)

Gitzo AVT-BP-45


Выход на съемку без ночевки

Наиболее частый вариант. Меньше всего вещей, в приоритете удобство доступа к технике. Объем 35-50 литров, вес 10-15 кг.
До места съемки надо дойти. И, желательно, помимо фототехники, взять какие-то вещи. Небольшой перекус, дождевик, теплую кофту, резиновые сапоги и тому подобное. Вес фототехники и вещей в среднем составляет примерно 7 – 15 кг (бывают исключения, конечно). В этом случае можно обойтись небольшим рюкзаком от 35-40 литров. Имейте в виду, эта цифра только кажется большой, в измерение объема производитель включает полностью все пространство, даже карманы. И часто заявления компании по объему очень сильно отличаются от реальной ситуации. Например, рюкзак, заявленный как 50 литров, может быть заметно меньшего размера, чем у другого производителя те же 50 литров. Один производитель завысил показатели, другой занизил.
Так же, если иногда практикуется вариант выхода с 1-2 ночевками (рассмотренный ниже), можно без потери удобства использовать рюкзак 40-60 литров, подтянув регулировочные ремни. Размер внутренних кейсов (ICU) или расположение перегородок подбирается по комплекту техники.

Все эти варианты проходят в ручную кладь при перелетах:
  • Shimoda Design – Explore 40
  • F-stop – Tilopa 50, Ajna 40, Loka UL 37 (облегченный), Satori EXP 60
  • Gitzo – AVT-BP-45, AVT-BP-30
  • Vanguard – Sedona 51
  • Lowepro – Flipside Trek BP 450 AW, Whistler BP 450 AW
  • Think Tank – MindShift Rotation180 Professional 38L

В конце статьи будет обзор особенностей некоторых из рекомендуемых моделей.


Shimoda Design Explore 60


Выход с 1-2 ночевками

Промежуточный вариант по размеру и весу рюкзака. Объем 50-80 литров, вес 15-25 кг.
Возможны два основных сценария использования:
Первый. Можно использовать обычный большой фоторюкзак (желательно от 60 литров), но часть оборудования (палатка, коврик, спальник) будет прикреплена снаружи (крепления обычно продуманы изготовителем). По приходу на место ночевки (лагеря) сгружается весь походный скарб и выход на съемку производится с удобным фоторюкзаком, где лежит набор, аналогичный варианту выхода без ночевки – техника и необходимые вещи, с удобным доступом. Стоит учесть, что фоторюкзаки, давая преимущество в удобстве съемки (легко и быстро доставать технику по ходу движения), в качестве комфорта спины проигрывают туристическим рюкзакам. По моему опыту, с хорошими фоторюкзаками комфортно примерно до 20 кг веса и терпимо-комфортно до 25 кг. Если суммарный вес вашего груза больше – рекомендую рассматривать второй сценарий использования.
Второй вариант по сути аналогичный сценарию «многодневного похода», когда используется туристический рюкзак и кейс для фототехники, только с меньшим количеством вещей и веса. Но зато ничего не нужно привязывать снаружи. Об этом чуть ниже.

Варианты на 1-2 ночевки:
  • Shimoda Design – Explore 60
  • F-stop – Satori EXP 60, Sukha 70, Shinn 80
  • Naneu – Adventure K5 v2 80L
  • Gitzo – AVT-BP-45
  • Think Tank – MindShift Rotation180 Professional 38L
  • Lowepro – Powder 500

Некоторые варианты проходят в ручную кладь при перелетах (например, F-stop Satori EXP, Gitzo AVT-BP-45, Think Tank MindShift Rotation180 Professional 38L), если не набивать их полностью. В крайнем случае – вынимается внутренний кейс ICU с фототехникой и проносится в салон, а пустой рюкзак сдается в багаж.


Tatonka Bison 90+10


Многодневный поход

Максимальный вес и объем. Зачастую приходится ограничивать себя в технике, чтобы взять жизненно необходимые вещи. Объем 80-110 литров, вес 25-35 кг (иногда до 40 кг в случае длительного автономного похода, когда берется запас еды на весь срок). Тут однозначно для переноски вещей нужно выбирать туристический рюкзак с максимально комфортной спиной и хорошей поясной поддержкой. Варианты для переноски и съемки практикуются такие:
– В туристический рюкзак кладется мягкий кейс с фототехникой. Если съемка недалеко от лагеря – то техника переносится в кейсе. Если далеко, то туристический багаж выгружается и фототехника с необходимыми вещами переносится в большом рюкзаке. Очевидный компромисс – в удобстве доступа к технике.
Где располагать технику? На свое усмотрение. Есть варианты рюкзаков, где доступ к вещам не только сверху, но есть молния и на внешней части основного отделения. В этом варианте минуса два – достав технику, ее сложно уложить обратно (так как вещи переместились) и в случае падения – велика вероятность приложится именно тем местом, где лежит техника. Так же практикуется создание жесткого короба в нижний отсек рюкзака, в “подвал” (в мягком кейсе – не рекомендуется, вес вещей будет приходиться на технику и сминать кейс, когда он пустой). Этот вариант вполне удобен, но жесткий кейс – это дополнительный вес. Третий вариант – кейс размещается сверху под клапаном. Для меня этот вариант оптимальный, так как довольно оперативно можно достать технику и без проблем убрать кейс обратно.

– К туристическому рюкзаку берется небольшой «штурмовой» рюкзак, часто – герморюкзак, в котором фототехника переносится на большие расстояния внутри туррюкзака, а во время съемки достается. Все перемещения от лагеря налегке, носится только рюкзак с техникой. Разновидность этого способа – каждая единица техники в своем чехле складывается в туррюкзак и берется ультралегкий складной рюкзак (пример готового решения – Lowepro c чехлами S&F и S&F Transport Duffle Backpack, к ним можно так же приобрести ремень, на который навешиваются чехлы).


Lowepro S&F Transport Duffle Backpack


– Фотосумка\кейс пристегивается спереди к лямкам туррюкзака. Этот способ обеспечивает быстрый доступ к технике, однако, имеет существенный недостаток при движении– не видно, куда ставишь ноги. Не рекомендую использовать на спуске, при пересеченной местности, на курумнике, на скользких поверхностях. Очень оперативно, если снимать с рук на ходу. Если съемка со штатива, то оперативность теряется, так как требуется снимать рюкзак и отсоединять штатив. Или носить штатив на плечевом ремне.
Рекомендую самостоятельно выбирать (и примерять под нагрузкой!) именно туристический рюкзак нужного объема под комфорт своей спины. Как правило, больший объем удобнее, если вещей меньше – всегда можно “утянуть” рюкзак. В качестве вкладок – использовать фотосумки\чехлы, которые вам кажутся оптимальными. Или переносные кейсы (ICU) от производителя фоторюкзака, или китайские аналоги (дешевле, но больше вес и хуже фурнитура).

Туристические рюкзаки (несколько, для примера):
  • Tatonka – Bison 90+10
  • Osprey – Xenith 105
  • Deuter – Patagonia 90+15
  • Naneu – Adventure K5 v2 80L (с фотосумкой)

Ortlieb Packman PRO2


Герморюкзаки под переноску фототехники:
  • Ortlieb – Packman PRO2
  • Splav – Canyon 40 v.2
  • Hiko – Trek backpack 40l

Кейс (ICU) от китайского производителя


А так же различные кейсы и фотосумки, имеющие возможность подвеса к лямкам спереди и свои ремни для переноски. Кейсы стоит выбирать по размеру фототехники. F-stop, Shimoda, китайские аналоги или сумки от Lowepro, ThinkTank и других производителей. Если кейс не имеет удобных лямок для переноски, то можно использовать ультралегкие складные рюкзаки или аналоги, в которые убирается кейс\чехлы.

Ультралегкие складные рюкзаки:
  • Splav – Pocket Pack Si,
  • Tramp – Ultra 13,
  • Osprey – Ultralight Stuff Pack

Splav Pocket Pack Si


Дополнительные рекомендации


Отдельно остановлюсь на моменте переноски штатива. В случае небольшого рюкзака с техникой, штатив часто неудобно крепить к нему. Вариант переноски в случае маленького рюкзака и несоразмерно большого штатива – наплечный ремень для штатива. Крепление в двух точках и лямка на плечо или через голову. Рекомендую брать вариант с амортизацией – кардинально комфортнее в переноске (лучшее, что я встречал – Aircell ATS70NM).


Ремень для штатива Aircell ATS70NM


В случае соразмерности рюкзака и штатива – настоятельно рекомендую крепить его сбоку, а не с лицевой части, как делают крепления многие производители. Чем плохо крепление с лицевой части? Во-первых, практически все фоторюкзаки подобного типа имеют доступ к технике со спины, и такое крепление не позволяет снять рюкзак и взять камеру. Сначала надо на весу как-то отсоединить штатив и только потом можно положить рюкзак на землю и вынуть камеру. Во-вторых, он недостаточно жестко фиксируется, болтается и ерзает при ходьбе, что создает заметные неудобства. В-третьих, он не удобен в лесу, когда нужно подлезать под завалами или нагибаться в подобных ситуациях.

Крепление сбоку таких недостатков не имеет. Смещении центра тяжести на одну сторону? На самом деле, это не так заметно, даже со штативом под 3кг весом. В любом случае, с противоположной стороны для равновесия можно положить бутылку воды, пристегнуть вещи, трекинговые палки или боковой карман типа Tatonka Expedition Side Pocket с вещами. Что делать, если штатив длиннее рюкзака? Я придумал и использую способ из подручных материалов – на регулируемой по длине стропе пришит мешочек от объектива, куда ногами ставлю штатив. В этом случае есть одно досадное неудобство – рюкзак с пристегнутым штативом невозможно поставить на дно, только положить на землю. Лучше ничего не придумал. Но, скорее всего, вы с такой проблемой не столкнетесь.


Карман под штатив


Как все это организовано у меня? На данный момент, до написания обзора, я практически всегда использовал F-Stop Satori EXP. Возможно, после завершения обзора приоритеты поменяются, так как попробовал новые интересные модели. Если его не набивать – он проходит в ручную кладь в самолете. Фототехника у меня располагается в двух кейсах. Первый Small ICU, где лежат второстепенные вещи: фильтры (прочитать подробнее), объектив тилт-шифт, сумка с документами, разные тряпочки, спрей для фильтров Lee Filters Clear Wash (лучшее, что встречал для оперативной чистки), липучка для чистки матрицы Eyelead SCK-1 (так же для меня самый удобный и надежный способ, но есть особенности). Второй кейс – Lowepro Topload Zoom, где лежит основной, наиболее часто используемый комплект, – камера с двумя объективами, запасные флешки и аккумуляторы. Все это переносится в рюкзаке до места планируемой съемки, на месте сумка с камерой достается и, при необходимости, на нее системными креплениями можно навесить сумки с фильтрами и тилт-шифт объективом. Так же для походов использую крепление внешними ремнями (gatekeeper straps) и Tatonka Expedition Side Pocket для вещей снаружи.
В случае автономных походов – эти два кейса перемещаются в туристический рюкзак, ближе к верхнему клапану.

Сравнение рюкзаков


Gitzo AVT-BP-45


Gitzo AVT-BP-45

Рюкзак сшит из современных и прочных материалов. Оригинальное решение отсека с вещами, по типу сворачивающегося гермомешка. Пространство можно отделить от отсека с фототехникой, что довольно удобно. Если вещей нет, то отсек сворачивается и не добавляет габаритов. Внешние молнии герметичны, используется отличная фурнитура. Интересно сделан боковой карман – молния двойная (внешняя герметичная и дополнительная внутренняя). Такое решение позволяет увеличить объем кармана, а вторая внутренняя молния снизу – сделать его сквозным (например, вставить ноги штатива). Для такого типа рюкзаков хорошо реализована вентиляция спины. Это рюкзак будет оптимален для тех, кто переносит больше техники, чем вещей (использует две камеры, мощные телеобъективы, дрон). Кейс под технику сделан очень качественно и удобно, внутри рюкзака фиксируется на застежках, имеет ручку для переноски, крышку и дополнительную застежку. На дне рюкзака – дополнительная ручка для переноса (действительно удобное решение), дно усилено и защищено от промокания. Ремнями можно крепить вещи с боков, снизу, с лицевой стороны. Спереди так же пришиты стропы под “тактическое” крепление (MOLLE), которое позволяет сделать внешний обвес. По бокам – нашиты скрытые стропы для крепления карабина, продевания веревки, фиксации ремешков. Очень понравилось то, что если ремни не используются, их можно свернуть в специальный кармашек. Вроде мелочь, но из этого строится удобство использования. Кармашек на поясе – удобный плюс.
Из моментов, которые, как мне кажется, требуют доработки – это поясной ремень. А точнее – способ его подтяжки и регулировки. Почему-то производитель не использует проверенный временем в туризме способ регулировки, а использует свою фурнитуру, которая менее удобна. Отсутствие жесткого каркаса имеет и достоинства, и недостатки. Без каркаса – рюкзак легче и компактнее, вынув кейс его можно просто скатать в рулон. Но отсутствие каркаса ограничивает использование кейса меньшего размера (разместить больше вещей и меньше техники) или нескольких кейсов, – у спинки не будет жесткости и она будет складываться. Использовать можно, но иногда будет такой эффект. Если пользоваться родным кейсом под технику, то никаких неудобств не будет. Так же в целом хотелось бы побольше мелких и средних кармашков для различной мелочи – фонарика, батареек, ключей и подобного.
Чехол от дождя и кейс входят в комплект.
Вес вместе с кейсом 3,1 кг, объем 45 литров.

Цена около 350 долларов, можно купить в России, есть возможность посмотреть перед покупкой.


F-stop Satori EXP


F-stop Satori EXP

В принципе, эти впечатления можно перенести и на другие модели горных серий F-stop. Они отличаются объемом и некоторыми изменениями в карманах и креплениях строп.
Удобный рюкзак, сшитый из хороших материалов. Отмечу, что в первый год использования (при нагрузке до 20 кг) на креплении одной лямки поползли нитки (я думаю, неправильно настроил оттяжки) и водостойкая ткань стала намокать после первого, не слишком сильного, дождя. После настройки лямок – нитки больше не ползли, а от дождя использую дополнительный чехол (конечно, это менее удобно). Но это лично мой опыт, у коллег рюкзак промокать начал не так быстро. Кстати, чехлы от дождя советую покупать отдельно, большего размера – фирменные не предусматривают того, что к рюкзаку может быть приторочен штатив или вещи снаружи.
Доступ к технике со спины, к вещам доступ сверху. Отличное решение – кейсы под технику можно выбрать любого размера и формы (и скомпоновать несколько). Они самодостаточны – имеют крышку, ручку для переноса. Рюкзак хорошо сидит на спине. Пояс заметно разгружает спину. Не так хорошо, как туристические рюкзаки, но ощутимо. Используется алюминиевый каркас –это позволяет держать форму рюкзака, когда он заполнен не полностью или используется маленький кейс. К каркасу кейс фиксируется на липучках. Удобные карманы, хорошие молнии (на внешних карманах – герметичные), система внешнего обвеса так же отлично продумана (gatekeeper straps и MOLLE). Дополнительные вещи можно крепить со всех сторон, кроме спины. Дно усилено и защищено от воды.
У этой модели мне не хватает ручек для переноса сбоку или снизу, как в некоторых других моделях производителя (Sukha). Что их нет – странное решение. Так же странноватое решение – мелкий карман на мощной молнии у дна – производитель его позиционирует, как склад для фантиков при перекусе…
Кейсы, чехол, ремни крепления – в комплект не входят.
Вес 1,85 кг, объем 62 литра. Кейсы в зависимости от размера от 0,4 до 1 кг.

Цена рюкзака около 350 долларов, кейсы от 70 до 120 долларов. Заказывать с доставкой, в России предварительно “пощупать” перед покупкой можно только у коллег.


Vanguard Sedona 51


Vanguard Sedona 51

Цифра 51 в названии модели значит не объем, как многие могли бы резонно подумать, а нечто иное. Объем рюкзака около 35-37 литров.
Для выходов с ночевкой он маловат. Реально, помимо фототехники влезает еще немного вещей (кофта, куртка) и перекус. Внутреннее пространство под технику регулируется и вынимается, но не отдельным кейсом, а вкладышем, который не имеет ни крышки, ни лямок. Вынуть и взять отдельно только технику не получится. Выход простой – можно использовать кейсы других производителей. Если у вас немного фототехники и немного вещей, то он имеет преимущество – совсем небольшой вес.
Карманы под мелочи есть, но хотелось бы большего количества. Фурнитура качественная, но хлипкая (карабины уменьшенного размера, узкие стропы). Крепление штатива сбоку странное – снизу карман, но для фиксации сверху используется слабенькая резинка, а не затягивающаяся стропа. Странное и крепление поясных ремней – они пришиты не к рюкзаку, а к откидывающейся спинке – вся нагрузка будет приходиться на молнию. Лямки так же хотелось бы чуть шире, при загрузке около 12-15 килограмм они начинают врезаться в плечи.
Несмотря на перечень недостатков, за свою стоимость это неплохой и вполне удобный рюкзак, которым можно пользоваться при выходе на съемку без ночевки, если у вас небольшой комплект техники и нет громоздкого штатива (хотя штатив можно и не крепить к рюкзаку, а нести отдельно на ремне). В целом по ощущениям он больше “женский”.
Кейс и чехол в комплекте.
Вес 1,3 кг, объем 35 литров.

Цена рюкзака около 100 долларов, можно купить в России, есть возможность посмотреть перед покупкой.


Think Tank MindShift Rotation180 Professional “Deluxe” 38L


Think Tank MindShift Rotation180 Professional 38L. Deluxe Edition

Несмотря на заявленные 38 литров – рюкзак имеет довольно приличное внутреннее пространство. Если у вас фототехники не слишком много, то с ним вполне можно ходить так же и с ночевкой – пространства для вещей довольно много. Или в этот же отсек для вещей ставится кейс для фото, который имеет доступ и сверху, и со спины. Кейс имеет ручку для переноски.
Наверное, это лучший вариант для тех, кто любит снимать “на ходу”, не снимая рюкзак и не используя штатив. Доступ к технике сверхоперативный – буквально через несколько секунд сумка с фотоаппаратурой у вас на поясе, а еще через несколько – в руках. При том, что переносится она на спине в рюкзаке! Обратно в рюкзак убирается так же оперативно, после некоторой практики. Минус такого способа тоже есть – сумка имеет фиксированный объем, примерно на основной комплект камеры и пары зумов (что многим более, чем достаточно). И обязательно поясной ремень должен быть застегнут. Сумка имеет крепления для подвеса, но если их использовать, то внутрь рюкзака она уже не уберется. Вся остальная техника размещается в основное отделение. Доступ в основное отделение – через верх и спину. Так же переноска штатива сбоку возможна только с одной стороны, с другой – фиксатор и “выход для сумки”. Для штатива предусмотрено использования дополнительно систему ремней для переноски – Tripod Suspension Kit.
Рюкзак имеет алюминиевый каркас. Отмечу удобные карманы (на любой вкус – для мелочей, герметичные снаружи, регулируемый по объему с лицевой стороны), хорошие материалы, возможности крепления снаружи (gatekeeper straps). Дно жесткое, но из пачкающегося материала. Основная молния довольно быстро стала заедать, что бы открыть или закрыть – надо прилагать заметные усилия. Рюкзак и сумка имеют отдельные дождевые накидки. Помимо сумки, еще одним оригинальным и интересным решением является раздвижной верхний клапан (который при некоторой доработки становится очень удобным решением). Этот клапан на регулируемых стропах ощутимо увеличивает пространство под вещи. В заводском исполнении – стропы регулируются только с лицевой стороны. Доработка заключается в том, что клапан становится независимым, как у туристических рюкзаков, и регулируется его высота так же и со стороны спины, что позволяет еще увеличить объем.
В комплект “Deluxe” версии входит второй кейс в отсек для вещей, ремни для крепления штатива, дождевой чехол, верхний карман (увеличивает объем).
Вес 2,5 кг (0,8 кг – сумка, 1,6 кг – рюкзак), объем 37,5 (+3,5) литра (сумка 7,9 литров, рюкзак 29, 6 литра без использования верхнего кармана, с ним + 3,5 литра объема).
Цена рюкзака около 500 долларов, стандартная версия – 390 долларов. Заказывать с доставкой, в России предварительно “пощупать” перед покупкой можно только у коллег.

Выражаю благодарность компаниям, предоставившим рюкзаки для обзора, а так же всем друзьям и коллегам, кто помогал словом и делом. К сожалению, несколько интересных рюкзаков (Naneu и Shimoda Design) я не смог оперативно получить для обзора, но в будущем, если их пришлют, – то добавлю в статью.

Список ссылок на производителей рюкзаков:

Shimoda Design
F-stop
Gitzo
Vanguard
Lowepro
Think Tank Photo
Tatonka
Osprey
Deuter
Ortlieb
Splav
Hiko
Tramp
Naneu

8 октября 2018

Обновление. Так же есть рюкзаки:

BackLight® Elite 45L Backpack – Think Tank Photo
Atlas Adventure – Atlas Packs
Tubu 2181 (аналог ThinkTank MindShift Rotation 180)

Dakine sequence 33l tabor


Обновление. Написал подробный обзор рюкзака Shomoda x70

статьи