dmitriy pitenin
блог

Про штатив. О целесообразности использования. Часть 1


Сегодня фотографий будет немного, это больше техническая статья. Я буду говорить не о выборе модели штатива, а постараюсь убедить в том, что штатив стоит использовать по возможности чаще. И о некоторых параметрах при выборе, которые я из своего опыта считаю оптимальными.



На мой взгляд, этому инструменту незаслуженно уделяется мало внимания, хотя штатив позволяет получить зачастую более высокое техническое качество снимка. Многие тщательно выбирают объективы с максимальной разрешающей способностью, придирчиво рассматривают снимки и тесты, а потом, снимая с рук, удивляются отсутствию высокой детализации, которая была в тестах. Реалии таковы, что для современных многопиксельных камер правило выдержки с рук 1\2*ЭФР не позволяет снимать без микросмаза, для этого нужно делать восьмикратный запас, а такое не всегда возможно, кроме солнечного дня.



Для меня штатив является непременным спутником пейзажного фотографа. Мало того, что он дает использовать более длинные выдержки, он также позволяет прецизионно выставить кадр, применить нужную глубину резкости. Он ограничивает в быстроте съемки, но в этом есть и плюс — будет меньше проходных кадров, ради них будет лениво устанавливать трехногого друга. Этим он дисциплинирует и вынуждает думать над кадром, снимать меньше фотографий, которые потом пойдут в корзину или будут пылиться на жестком диске. При этом, найдя интересное место для съемки, не нужно сразу ставить штатив и снимать с удобного уровня роста. Стоит взять камеру и посмотреть на место с разных углов и высоты, и потом в эту позицию раскладывать штатив. Например, этот кадр я снимал, опустив камеру до уровня земли.



Некоторые снимки я делаю из среднего положения. Пользоваться хорошим и удобным штативом — сплошное удовольствие, как можно заметить. Он удобно выставляется на любую высоту, прикладываемое усилие настраивается. В фиксированном положении замки ног водонепроницаемы, что довольно часто востребовано на съемке. После использования в соленой воде штатив можно промыть, при необходимости смазать.

Фото: Михаил Трахтенберг


Почему-то так повелось, что камеру, объектив, а штатив — берут на сдачу. От плохого штатива вреда будет не меньше, чем его отсутствие, невозможно пользоваться инструментом, в устойчивости и надежности которого нет никакой уверенности. Да и цена, — если посчитать сколько лет прослужит хороший штатив, — не будет казаться чрезмерной за хорошую вещь. Но всегда лучше штатив тот, который с тобой на съемке, а не дома в шкафу. Поэтому, под возможности неплохо иметь два варианта — устойчивый, при поездках на машине или на прогулках, и более легкий для походов, где важен вес. Пользоваться таким — менее удобно, он менее устойчив, но часто вес или размер — более важный параметр. Но тут не надо ждать чуда, надо знать возможности штатива, и использовать его в этих рамках. Или снимать, чуть выходя за приемлемые условия, сразу отсматривая результат и делая дубли.




Ошибочно принято считать, что выбирать штатив надо, ориентируясь на вес камеры и заявленный удерживаемый вес. Это кардинально неверно. Два основных фактора, которые влияют на выбор штатива — фокусное расстояние, которое будет использоваться и условия съемки. При полном штиле и на широком угле — практически любая тростинка сможет выдержать камеру. Сталкивался с тем, что даже одни из самых мощных штативов не может стабильно удержать камеру. Например, при съемке на телеобъектив в условиях, перемены погоды в горах или на побережье. Вот пример кадра, когда снимая на Gitzo Systematic 5 серии, с шаровой головой 54мм, в сложенном состоянии — не справлялся с порывами ветра, при съемке на 200мм. Хотя с виду — обычный кадр, а на деле приходилось штатив еще придавливать всем весом и закрывать от ветра.




Я бы рекомендовал рассматривать варианты с подобными параметрами:

  • Отсутствие центральной колонны. Кто использует штатив с колонной опасаются от нее отказываться, но на самом деле отказаться стоит. Даже когда колонна сложена, она снижает жесткость. По удобству проиграете совсем немного, зато штатив будет значительно жестче, легче и будет удобно снимать с нижней точки.
  • Цанговый зажим. В отличии от клипс, он более прост и надежен. Клипсы на морозе часто могут обломиться. Если у них нет регулировки, то, при минусовых температурах, они просто могут перестать зажимать.
  • Карбоновый материал. Помимо меньшего веса, карбон так же намного быстрее гасит вибрации и стабилизирует изображение. Чем толще трубка и ее стенки – тем лучше. И на морозе он не настолько холодный
  • Количество колен стоит выбирать наименьшее. Но это практически всегда будет в ущерб компактности. Я обычно использую штатив с тремя коленами.
  • Штатив должен быть достаточно высокий, и лучше с небольшим запасом. Не всегда вы снимаете с ровной поверхности - иногда вы погружаете его в воду или снимаете на косогоре. Запас по высоте сильно выручит.
  • Нижние оконечники должны быть съемные, на резьбе. Для использования шипов. В принципе, можно и без резьбы, но тогда придется вытачивать шипы под свой размер и их вклеивать.
  • Голова шаровая, удобно если она с верхним и нижним ротатором, которые позволяют снимать однорядные панорамы, а при использовании нодальной планки – еще и с точкой минимального параллакса. Рекомендую выбирать с челюстями для зажима стандарта Arca Swiss.
  • Штативная площадка. Должна быть однозначно съемная, без какой-либо прокладки, типа резины или пробки, они не дают сделать жесткую фиксацию камеры. Если они есть – нужно убрать. Очень удобна в использовании специальная L-плата, желательно не универсальная, а сделанная под модель камеры.

Так же рекомендую ознакомиться с полезными аксессуарами для штатива:

Часть 2. Нагрузочное стремя
Часть 3. Шипы
Часть 4. Определяем жесткость

Российское Фото, 2015

статьи