Так как многие фотографы часто сталкиваются с ситуацией, когда колебания штатива не позволяют сделать качественные кадры или достичь максимальной детализации, которую позволяет техника, то для стабилизации штатива и камеры на ней используются некоторые полезные мелочи. Это шипы и стремя. Сегодня расскажу только о нагрузочном стремени.
Многие считают это излишним, пока на деле не столкнуться с проблемой шевеленки и микросмаза (а на многопиксельных матрицах требования становятся выше). Но к использованию это устройства приходят многие, так как оно легкое, компактное, удобное, и стабилизирует значительно лучше, чем подвешенная на крюк авоська с камнями. Стремя отлично работает с любым штативом: от легкой трэвел-серии до самой тяжелой и устойчивой.
В последнее время меня часто спрашивают, где прочитать про стремя, где купить, как сделать. Решил написать сразу обо всем, чтобы было куда ссылаться. Эта статья позволит подробно ознакомиться с работой устройства, его изготовлением (оно не производится серийно, хотя некоторые умельцы помогают криворуким фотографам типа меня), внешним видом, техническими параметрами.
Итак, начну с цитаты, которая очень точно описывает приспособление:
«Стремя — это легкий девайс (вес — 25 г), позволяющий нагружать штатив практически всем своим весом. Состоит из дюралевой трубки (делается из стойки современной палатки), жёсткого тонкого шнура /прим. — я использую металлический велосипедный тросик/, замыкающего петлю для ноги, и репшнура, идущего от петли и крепящегося к центральному узлу штатива. Точнее, шнур проходит через карабин на этом узле и возвращается снова вниз, заканчиваясь скользящим стопором по типу стопоров на оттяжках палаток. Это позволяет точно подбирать длину стремени. Точность нужна для того, чтобы с одной стороны, дюралевая трубка и подошва на ней твёрдо ставились на землю для исключения вибраций, а с другой стороны, слегка растянувшийся шнур должен с достаточной силой нагружать штатив. Эффективность использования стремени зависит от удачности подбора эластичности репшнура. Карабин служит для быстрого присоединения стремени, для подвеса в случае необходимости некоторого оборудования (например, кругом вода и некуда поставить) и для надёжности соединения. Например, за этот карабин цепляется страховочный шнур при съёмке на склонах или просто в сильный ветер при наклоне к рюкзаку можно придерживать в руках стремя, чтобы штатив с камерой случайно не навернулся при порыве ветра».® Дмитрий Боровков
Стянутый стременем штатив заметно более собран и жесток. Колебания, вызванные щелчком по ноге штатива, гасятся существенно быстрее и имеют меньшую амплитуду. Это позволяет снимать в более трудных условиях, как при постоянном ветре, так и при порывах.
Стропу нужно выбирать не сильно толстую (иначе она сама будет давать вибрацию на ветру) и с умеренной эластичностью, примерно метр стропы под нагрузкой оптимально должен растягиваться примерно на 10 см. Общая длина стропы — около 1.2 метра
Для самого стремени я выбрал металлический тросик, чтобы исключить перетирание о края трубки при нагрузке. Также, можно сделать эти края загнутыми, и в этом случае можно использовать тот же репшнур.
Скользящий стопор делается из обрезка трубки, в котором просверливается несколько отверстий
Карабин желательно выбирать легкий, держащий нагрузку не менее 150 кг.
Стремя прекрасно работает вместе с шипами на штативных ногах, о которых мы поговорим в скором времени.
Журнал “Российское фото”, 2015