dmitriy pitenin
блог

Пост-процесс в пейзаже. Часть 2


Поскольку предыдущий материал про «закулисье» пейзажной фотографии вызвал интерес среди читателей и фотографов, то я решил продолжить собирать материал на эту тему. Написал некоторым фотографам, многие из которых любезно согласились принять в этом участие и приоткрыть двери в свою тёмную комнату. Добавлю, что такой материал планирую делать периодически, многие фотографы предварительно дали согласие на участие в продолжении серии. Если вам, читатели, хочется увидеть кого-то из фотографов в рамках этой серии, то пишите мне — попробую связаться и предложить поучаствовать.
Да, вспоминая первую часть, обнаружил, что материал на эту тему удобен в практическом применении. В комментариях к многим снимкам все так же продолжают писать, что это «фотошоп», что в реальности так не бывает и быть не может. Теперь в ответ я просто даю ссылку на статью, чтобы вопрошающий убедился, что бывает и не такое!
Итак, начнем. Авторы расскажут о своем отношении к постпроцессу и покажут примеры. А это те люди, кого очень интересно послушать и посмотреть! Напомню, что обычно фотографии показаны сначала «до», затем «после».
Для порядка начну с себя, так как насчет этой фотографии тоже были сомнения в ее реальности.
Все элементарно. Простейшая RAW-конвертация, с приглушенными светами, которые выбились из области динамического диапазона снимка.



Николай Хорошков:

«Цифровая обработка для меня — неотъемлемая часть современной фотографии. Это то, что подчеркивает красоту пейзажа, расставляет акценты, помогает выразить авторскую идею и видение фотографа, притягивает взгляд зрителя. Не вижу ничего предосудительного в Фотошопе и других редакторах. Мой „стандартный“ набор методов и приемов обработки: слои и маски, работы с расширенным динамическим диапазоном, использование возможностей цветового пространства Lab, инструментов Dodge/Burn, Curves, Selectivecolors».




Эдуард Гордеев:

«Нужна ли обработка фотографий? Если нужна, то в какой степени? На мой взгляд, ответа на этот вопрос не существует. Потому что обрабатывают фотографии все фотографы. И даже те , кто говорит что не обрабатывает. Как минимум за них это делает современная камера. Внутрикамерная обработка — далеко не последний инструмент в современной фотографии. А поскольку сейчас вряд ли кто снимает на камеру-обскура, то речь может идти только о степени обработки фотографий. Лично для меня является аксиомой, то что фотография не должна иметь геометрических искажений, шума (не имею в виду художественный). Желательно, чтобы кадр был правильно выстроен. Точка съемки и ракурс — это вопрос, прежде всего, мастерства. Но все перечисленные параметры я отношу к объективным критериям. А вот цвет, тональность, тени, контрастность, яркость-это величины субъективные. И, на мой взгляд, отражают виденье фотографа. И поэтому ответа на вопрос, насколько допустимо обрабатывать фотографию, не существует. Это вопрос художественного вкуса и меры самого фотографа.



Оригиналы практически без обработки. В Lightroom поправлен баланс белого и в профиле камеры частично исправлена дисторсия. После конвертированы в tiff. В Photoshop были использованы кривые, уровни, селективная коррекция цвета (красный и желтый), баланс белого переведен в более теплые тона. Убраны тени с помощью Shadows/Highlights и Curves. И на завершающем этапе — ColorBalance».

Елена Петрова:

“Пейзаж — это не репортаж, тут не обязательно, чтобы все было именно так, как на самом деле. Главное — достоверность картинки. Поэтому сфотографировать в сумерках передний план, а потом вставить на него млечный путь, снятый на пару часов позже, — вполне допустимо, хоть на моей фотографии и не так, и снято одним кадров. Пейзаж — это отражение того, что увидел фотограф, именно той картинки, которая возникла в его мозгу в момент съемки, его отношения к месту. Да и возможностей камеры не всегда достаточно, чтобы снять именно так, как увидел фотограф, поэтому иногда ей надо помочь.




Кирилл Уютнов:

«Обработка фотографий занимает сегодня неотъемлемую часть фотографического процесса, и даже когда профессиональный фотограф говорит, что не обрабатывает свои картинки, он скорее всего лукавит. Ведь технически качественный кадр в подавляющем большинстве случаев можно получить лишь съемкой в формат raw, а при этом требуется как минимум конвертация сырого файла в удобоваримый jpegили tiff. В процессе конвертации фотографию можно достаточно разнообразно откорректировать, и для получения 99% готовых фотографий мне достаточно работы только с конвертером.
Как правило, на самих съемках и в путешествиях я провожу гораздо больше времени, чем нахождению за компьютером, поэтому и работа с отснятым материалом ведется у меня в упрощенном режиме. В большинстве случаев, вся обработка в плагине ACR сводится к коррекции недостатков линзы и матрицы, то есть удаление дисторсии, аберраций, шумов, коррекция резкости и приведение баланса белого в норму. Для всех этих операций в ACR у меня есть заранее созданные под разное освещение наборы настроек, применяя один из которых к выбранным снимкам, я моментально исправляю мелкие технические недочеты.
Далее следует выборочная корректировка каждого снимка, пару слов о которой я расскажу на примере двух своих фотографий. Работа в конвертере с каждым снимком после применения созданного ранее набора настроек сводится к кадрированию, удалению следов пыли на матрице, выравниванию линии горизонта и поправке экспозиции. Если после этого фотография кажется слишком бледной, я повышаю контраст, а если перепад яркостей на снимке слишком высок, я использую в ACR градуированный фильтр. На камчатском снимке на верхнюю часть снимка наложено три таких градиента с поправками по экспозиции и дополнительным контрастом, а на якутской фотографии градиент на верхней части наложен с контрастом и с небольшим смещением баланса белого в более холодные тона. Если нужно подправить части снимка, для которых не подходит градиент, используется корректирующая кисть, таким образом я понизил яркость желтого солнечного пятна на вулкане и снежника на горных вершинах. Как правило, этих действий достаточно, чтобы картинка смотрелась естественно и красиво.



В основе моей концепции обработки лежит три основных момента: естественность и натурализм самой природы; эмоции, испытанные мной во время съемки конкретного кадра; и то, в каком виде осталась в моей памяти снятая картинка. Иными словами, при подготовке каждой фотографии я стараюсь сохранять естественные картины природы в том виде, в котором они мне запомнились во время съемки. К примеру, смотрю на снимок — и помню, что тут было яркое, сочное небо, а на изображении этого нет — немного передержал снимок, и небо «выцвело». В таком случае я пытаюсь воссоздать то, что реально видел, но только с помощью имеющихся данных в raw файле. Если не было утром розового цвета, то как бы этого ни хотелось, его не будет на моих отпечатках”.

Валерий Романов:

“Вопрос о том, каковы дозволенные границы постобработки фотоизображений, по моему мнению, уже давно перешел в разряд риторических. Каждый автор фотографии даст на него свой ответ. Обработка может быть сравнительно небольшой, как это произошло с фотографией из Доломитовых Альп.




  • Съемка производилась с автоматическим балансом белого, f/16, 60 s (полагаю, фильтр ND1000), 24 mm.
  • После съемки был откорректирован баланс белого, экспозиция, черная и белая точки, света и тени (highlights, shadows, whites, blacks), применен профиль объектива(AdobeCameraRaw).
  • В графическом редакторе были вытянуты тени, с помощью selectivecolor еще раз подкорректированы цвета, удалена пыль с матрицы. На выходе получено готовое изображение.

Возможно и более серьезное вмешательство графических редакторов, как это видно из следующей фотографии, сделанной в Париже.
В отличие от Рима, где подсветка зданий работает до самого рассвета, парижская мэрия отключает иллюминацию городских достопримечательностей примерно в полночь. Поэтому, если вы нашли красивый ракурс с Эйфелевой башней и восходящим солнцем, вам придется смириться с тем, что у башни, мостов и барж подсветки не будет. Или поступить так, как сделал я.



  • Изначально был сделан кадр на длинной выдержке, раскрывающий характер Сены (f/16, 121 s, 18 mm).
  • Через несколько минут начало всходить солнце. Поскольку ситуация менялась каждые 10-15 секунд, времени на длинную выдержку уже не было. Зато был получен следующий кадр с великолепными лучами восходящего солнца на весь небосвод (f/11, 1/20s, 18 mm).
  • С обоими кадрами были произведены небольшие настройки в ACR (снова баланс белого, экспозиция, черная и белая точки, света и тени, применен профиль объектива).


  • На телефон были сфотографированы место на мосту, где стоял штатив, углы поворота головы штатива, фокусное расстояние на объективе. Все это было сделано для того, чтобы вернуться на это же место вечером и с той же самой точки, с теми же настройками снять городскую иллюминацию (f/8, 10s, 18 mm).
  • Совпадение вышеперечисленных параметров было близким, но не идеальным. Тем не менее, из трех изображений — с Сеной, с лучами солнца и с подсветкой, — было составлено композитное фотоизображение.


Насколько было оправдано вмешательство графического редактора в том и другом случае? В обоих случаях я уже заранее представлял себе, что хочу получить и как буду этого добиваться. И в обоих случаях я, как автор, полученным результатом остался доволен.

Российское Фото, 2015
статьи