Приветствую.
В определенный момент многие пейзажные фотографы начинают искать дальнейшие векторы развития творчества. Я, как и многие, в свою очередь, пришел к вопросу – «а что дальше?».
Хотелось бы поделиться своим (со)мнением и размышлениями, обозначить повод для диалога с коллегами. Да, природа, безусловно, очень красива. Но, в какой-то момент, возникает ощущение дежа-вю, что это все уже было, и получаются сплошные повторы и копии разной степени качества. Зачастую, они превосходят оригинал, но, тем не менее, остаются вторичными.
Google-поиск по названию места
Среди снимающих пейзаж, многие для себя находят самый простой выход – новые места, поиск новизны по географическому признаку. Кто финансово обеспечен – начинают посещать более труднодоступные (и дорогие) места, другие – взваливают весь груз на свои плечи, все невзгоды и тягости посещения сложных по логистике мест. Но, в итоге, часто получаются те же клише и штампы, только с другими объектами.
Картинка из интернета неизвестного авторства. Жопа мира
Прошу заметить, что я не отрицаю такого подхода и тем более не осуждаю его, я рассматриваю различные варианты развития творчества, поиска «своего». Поиск «своего», некого узнаваемого почерка в фотографии, – один из самых сложных моментов, к которому, рано или поздно, приходят почти все. Даже – в данный момент отрицающие это.
Я пробегусь по верхам, для общего понимания и обозначения нескольких ключевых авторов, может быть это будет той недостающей каплей, которая переполнит чашу и подвигнет изучать глубже эту тему. В последнее время я изучаю арт-фотографию и современное искусство. И, вот на первый взгляд, «некрасивое и непонятное» современное искусство начинает приобретать смысл. Его можно любить, можно не любить, – но узнать почему и зачем – интересно и полезно совершенно точно. Возможно, именно из этого, родится синтез, который составит основу вашего «языка».
Надав Кандер (Nadav Kander)
Сразу отмечу. Почти все примеры и подборки, что можно найти в поисковых системах по выражению «концептуальная фотография» – таковой не является. Нужно ориентироваться на материалы искусствоведов.
На самом деле – все довольно просто. Наша (моя, и практически всех коллег, снимающих пейзаж) оценка современного искусства – строится на совершенно другой системе ценностей. Мы судим по “художественной” оценке, которую нам прививают практически с рождения. Важно понять то, что классический пейзаж – это красота и эстетика, а современное искусство – превалирует идея. Это – противоположность художественной фотографии, задачу передать эстетику, красоту или настроение – оно не ставит. Все искусство – в идее и мысли, исследовании. Это фотография для «подготовленного зрителя», без знания контекста эти фотографии, скорее всего, непонятны.
Бернд и Хилла Бехер (Bernd and Hilla Becher)
И оценивать надо их надо, исходя из внутренней системы ценностей, а не перенося классический художественный подход на современный язык фотографии. И вот это понимание позволяет посмотреть под другим углом, оценить идеи, многослойность фотографии, не акцентируя внимание на визуальном восприятии.
Лично я склоняюсь к мысли, что сделать что-то отличное, продолжить диалог с прошлым, возможно, синтезируя эстетику и идею, которая придаст новое звучание сюжету, заставит посмотреть на привычное в другом свете. Как прием в кино, где последние сцены заставляют переосмыслить весь предыдущий сюжет. Пост-концептуализм.
Ниже покажу несколько моих любимых авторов, где изображение эстетично и интересно, а узнавание идеи придает ему новое звучание. И, что интересно и важно, – они достоверны документально.
Хироси Сугимото (Hiroshi Sugimoto). Диорамы
«Пожалуйста, вернись к жизни. Пожалуйста, вернись к жизни». Серия «Диорамы» на первый взгляд воспринимается, как серия хороших снимков дикой природы, однако, прочитав описание, узнаешь, что это искусственные экспозиции в различных музеях естествознания. Чучела и намалеванные задники – воспринимается как живая природа. «Решающий момент» со вторым дном. Остановка остановленного времени.
Хироси Сугимото (Hiroshi Sugimoto). Театры
Изящная идея серии – показывать весь фильм в одном кадре. «Когда я приходил на сеанс, то открывал затвор на время фильма и закрывал его на финальных титрах. При этом мне нужно посмотреть фильм хотя бы один раз перед съёмкой, чтобы правильно настроить камеру». Очередные заигрывания со временем. Аура и квинтэссенция образов фильма в белом светящемся прямоугольнике.
Адреас Гурски (Andreas Gursky)
Серия о современных проблемах глобализации, очень ярко и гиперболизировано представленных. На этой фотографии «99 центов» очень образно и ёмко обрисовываются эти проблемы. Всего очень много, всё одинаковое, всё очень дешево, и, отсутствие покупателей добавляет новую нотку восприятия, – это никому не нужно.
Если кто-то заинтересовался этими сериями – настоятельно советую посмотреть подробнее, через призму заложенной идеи.
А всем нам – желаю отступать от просто «фиксирующей» фотографии и сочетать ее с «творческой». Не просто снимать красиво и технично, а еще интересно, необычно и «идейно», не теряя образности и эмоциональности.
Сайты авторов:
Хироси Сугимото (Hiroshi Sugimoto)
Адреас Гурски (Andreas Gursky)
Надав Кандер (Nadav Kander)
А так же еще несколько интересных, на мой взгляд авторов: Sze Tsung Leong, Masao Yamamoto, Bryan Schutmaat, Ed Burtinsky, Myoung Ho Lee
Российское фото, 2017